Никитеев Константин (nikiteev) wrote,
Никитеев Константин
nikiteev

Category:

Португалия.



В середине лета были в Португалии, но только сейчас дошли руки написать отчёт. Я часто слышу от друзей и знакомых, что им после моих постов в какие-то города теперь совсем не хочется ехать. Это меня немного расстраивает, никогда не было цели отговорить кого-то куда-то ехать. Просто я не из тех людей, которые в поездках умеют только восхищаться. Я ворчливый тридцатилетний дед, который не может не высказать вслух то, что бесит. А какие-то положительные эмоции сложно выразить в тексте, так что помните, что одна фраза "тут хорошо" может перевешивать бесконечные абзацы нытья. Потому что ныть я могу детально и разнообразно, а восхищаться нет. Я даже не всегда улыбаюсь, когда мне хорошо, так что не делайте выводы о городах и странах по моим постам.

И это предисловие не означает, что я сейчас буду поливать говном Португалию.
Португалия разная. Мы успели побывать в Лиссабоне, Синтре, Кашкайше, на мысе Рока, в Эворе, в Порту, в Вила-Нова-Ди-Гайе и на разных пляжах неподалёку от Порту. Везде по-разному, но все эти места объединяет доброжелательный народ и идеальный климат. В конце июля и начале августа температура воздуха была от 20 до 25 градусов, иногда картину дополнял прохладный ветерок, при этом почти каждый день был солнечным. По мне так лучшей погоды для путешествия не придумать.



ЛИССАБОН

За много лет до поездки, у меня в голове сложился какой-то образ Португалии: старые малоэтажные здания, черепичные крыши, мелкая желтая брусчатка, трамваи и узкие улицы, залитые солнцем. И вот это вот всё - это именно Лиссабон. Там я увидел Португалию такой, какой представлял.





В Лиссабоне ты идешь либо в гору, либо с горы. Но чаще, конечно, в гору.





Больше всего в Лиссабоне мне нравится его цельность и "бесшовность". Одна улица гармонично перетекает в другую, старинные здания с азулежу на фасаде дополняют друг друга, складываясь в единый орнамент, купола церквей ненавязчиво выглядывают среди деревьев и однообразных крыш.





Всё такое каким должно быть, если не считать собачьего говна на тротуарах и бесконечных уродливых тегов на каждой стене. Вандальские росписи повсюду, и часто они по-настоящему уродуют город.



При этом в португальских городах огромное количество крутого стрит-арта. Очень много, очень разного.















В Лиссабоне хороший зоопарк.



Зоопарк хорош не только животными, но и сам по себе. Очень много там старого и красивого.





В самом конце зоопарка есть кладбище для домашных животных. Первый раз такое увидел, там прям могильные камни с портретами собак и кошек, а иногда и со статуями, которым позавидовали бы криминальные авторитеты, усопшие в 90х годах. Фотографий, к сожалению, я не сделал.

В Лиссабоне много заведений, где можно послушать фаду. Это какие-то их национальные грустные песни. Очень круто, на самом деле. В маленьком зале ресторана исполнители поют без всяких микрофонов и колонок, только голос и гитары. Очень красиво и эмоционально пели и женщины, и мужчины. Только в плане оплаты как-то странно всё устроено, вход бесплатный, но обязательно надо заказать ужин из кучи разных блюд. И этот ужин стоит очень дорого, и все эти блюда - это хуйня какая-то. Это вроде как называют высокой кухней, весь этот сельдерей посыпаный ореховой шелухой и украшенный веточкой мяты блять, но это всё невкусно в лучшем случае, в худшем - отвратительно. И вот тех денег, которые мы заплатили, не жалко отдать за выступления артистов, потому что их много и они все классные, но вот хуй знает какая часть этих денег доходит до музыкантов и певцов, а какая остаётся у ресторана, который кормит уёбищной едой.

С едой во всей Португалии нам как-то катастрофически не везло, ели в разных заведениях, кучу разных блюд, в том числе и вполне привычных и предсказуемых, типа спагетти болоньез, но было почти всегда невкусно. Вот блять казалось бы как может быть невкусным болоньез или карбонара в хорошем ресторане, но оказывается может. И с овощами-фруктами какая-то беда была, никак не ждали такого от солнечной страны на берегу океана.

В Лиссабоне есть замечательная длинная набережная, вдоль которой расположены средневековая башня, готический монастырь и музей искусств, архитектуры и технологий. Современное здание музея очень круто вписывается в историческое окружение.



В Лиссабоне за любым углом может скрываться что-нибудь интересное. Вот, например, какой-то заброшенный особняк.



Или вот, например, пёся тусуется на балконе.



Или вот... мужик вышел с гитарой на балкон, спел песню, спустил на веревке ведро, туристы накидали денег. Мужик забрал ведро с гитарой и ушел обратно в квартиру. Потом ещё как-то видели, как женщина на веревке спускала с балкона картины на продажу.



В Лиссабоне нет толп туристов, разве что в каких-то единичных местах, типа лифта Санта Хуста или замка Святого Георгия. И если учесть, что наша поездка пришлась на самую середину лета, то можно считать Лиссабон почти безлюдным.



СИНТРА

Совсем иначе обстоят дела в Синтре, в часе езды от Лиссабона. Там и классические группы китайцев с огромными фотоаппаратами, и толпы европейцев, и русская речь в толпе звучит регулярно.



Сначала очередь на автобус, чтобы доехать до дворца Пена - стояли там минут 15, очередь почти не двигалась, потом увидели, что все идут без очереди, и тоже пошли без очереди. Потом очередь в кассу за билетами перед входом в парк при дворце. Потом очередь на вход в парк при дворце. Потом очередь на автобус, который везет на гору, где расположен дворец - не стали ждать, пошли своими ногами. Потом гигантская очередь вовнутрь дворца - там стояли полчаса, потом увидели что есть вторая дорожка параллельная, которая не ведёт в сам дворец, а только на верхнюю смотровую площадку. Поднялись на смотровую и поняли, что внутрь мы точно не будем стоять - без преувеличений там можно легко до вечера проторчать, очередь петляет и загибается за углы, и ей не видно конца. Так что если будете в Синтре летом, то не советую покупать билеты внутрь замка - можно купить просто билет в парк. Посмотреть на замок снаружи и со смотровой площадки.





А потом спокойно погулять по огромному парку. В парке какой-то невероятный сказочный лес и почти нет людей.





Неподалеку от дворца Пена, есть замок Мавров.



С башен замка Мавров открывается отличный вид на дворец Пена.



Синтра была бы прекрасным местом, не будь здесь туристов.



МЫС РОКА




На мысе Рока тоже было бы круче без людей, но там не так критично. Есть куда уйти и куда смотреть, чтобы люди не мешали.





КАШКАЙШ

Возвращаясь с мыса Рока в Лиссабон, на пару часов заглянули в Кашкайш - приятный, тихий городок на берегу океана. Здесь тоже хватает туристов, но атмосфера отличается от других португальских городов. Как-то очень всё расслаблено и умиротворенно. В таком городе хочется пожить подольше.





ЭВОРА

Один из лучших португальских дней для меня прошёл в Эворе. Эвора - это такой португальский Брюгге. В том смысле, что город маленький, и весь его центр целиком сохранил свой старый стиль, так что можно бродить внутри как в сказке.



Туристов почти нет, никаких рекламных баннеров и ярких вывесок. Охуенно.







Даже вот колонны от римского храма 1 века нашей эры сохранились в центре города.



И собор 13 века есть отличный.









ПОРТУ

Перед поездкой видели много крутых фотографий Порту, и часто слышали мнение, что Порту круче Лиссабона. Лиссабон полностью ожидания оправдал, так что в Порту мы ехали в радостном предвкушении чего-то волшебного, и меня даже не раздражал старый и мрачный вагон поезда, и постоянно то орущий, то поющий ребенок, через пару рядов от нас. В Порту мы ехали на самом дешевом поезде, обратно на каком-то ускоренном, более высокого класса, но когда я покупал билеты за пару месяцев до поездки, цена на экспресс в обратную сторону была такая же как и на самый простой. Но поезда значительно отличаются, отличается и контингент пассажиров. Экспрессы новее, просторнее и в целом приятнее. И едет экспресс быстрее, само собой.

Когда подъезжали к Порту, смотрели в окно и издавали разные восторженные звуки. Потому что поезд едет по мосту, который высоко над водой, и открывается потрясающий вид на реку Дуэро и на Порту.
Это фото с другого моста сделано, но из поезда нечто похожее, там несколько мостов над этой рекой идут параллельно.



К сожалению, Порту оказался как те девушки, про которых говорят "хороша издалека, но далеко не хороша".



Номинально, город, конечно, крутой. Он очень необычно расположен у воды и на холме. Очень много старой архитектуры сохранилось, и с фотографий он выглядит здорово, но вот внутри что-то не так. Атмосфера какая-то... хуй знает, неприятно там. После уютного Лиссабона и еще более уютной Эворы, слишком много машин, слишком много двухэтажных автобусов, слишком много людей, слишком шумно. Наружной рекламы вроде бы не так уж много по сравнению с российскими городами, но такой старый и красивый город слишком чувствителен к таким вещам - и здесь одна уебанская вывеска аптеки с подсветкой может уничтожить атмосферу всей улицы. В первые дни, мы каждые 15 минут сокрушались о том, каким крутым город мог бы быть, если бы НЕ... какая-нибудь очередная хуйня.

Заброшенных домов в центре города намного больше, чем в Лиссабоне. Это грустно.



ВВП на душу населения в Португалии ненамного выше, чем у нас. И по собственному впечатлению, кажется, что Португалия не богаче России, но в Португалии под ногами всегда хороший тротуар, и дороги везде отличные. У всех свои приоритеты. Где-то главное - это ракеты, танки и проведение чемпионата мира по футболу, а где-то важнее ровный асфальт и качественная брусчатка.



В Порту я впервые увидел, что трамвай может ездить по тротуару. И это очень крутое решение - трамвай ездит редко, он медленный и громкий - пешеходы всегда могут услышать его и спокойно отойти в сторону, а потом дальше идти во всю ширину тротуара. Но если ты гуляешь в наушниках, тебе пиздец.



Местами в Порту очень даже красиво.







Любителям архитектуры есть на что посмотреть. И протобарокко, и барокко, и кафедральный собор в романском стиле, и церковь Святого Франциска в готическом стиле. (это я сейчас смотрю лекции по истории искусств и чувствую непреодолимое желание повыебываться, через год, конечно, я всё это забуду, и когда буду перечитывать пост, скажу сам себе: "Чё блять?...")
Как бы там ни было, церкви с азулежу - это очень необычно. Насколько я понимаю, такого больше нигде нет. А в Порту встречали такие по несколько раз за день.





Ночью Порту по-своему хорош. Свежо и прохладно, народу на улицах уже немного, зато отовсюду вылезают черные коты, их как-то аномально много, и они часто собираются вместе.



Ночью открывается отличный вид на Вилла-Нова-ди-Гайю со стороны Порту.



И не менее замечательный вид на Порту из Вилла-Нова-ди-Гайи.



На улицах Порту много всяких музыкантов и артистов. Среди них много совсем невнятной хуйни, типа женщины которая мажет лицо белым и сидит посреди главной улицы в шляпе, типа она неподвижная фигура, но она шевелится, и выглядит ни как статуя, а как алкоголичка, которая намазалась белой краской и села посреди улицы. Видели еще двух девочек лет 16-18, которые включают блютус-колонку и танцуют рядом, танцуют плохо, и если одна девочка хотя бы красивая и стройная, вторая пухлая и неуклюжая, и танцуют они так как будто "никто не видит", как будто для себя, ну и люди в долгу не остаются, и изо всех сил стараются эту хуету не замечать.
Много продавцов всякого говна, которое можно подбросить в воздух и оно будет мигать и светиться, а потом упадет и можно его будет снова подбросить, ну всякого такого, вы поняли. Проходили как-то в толпе мимо одного мужика, который продавал "лизунов", помните такую хуйню из детства, которую кидаешь об стену, а она обратно в шар собирается, и вот этот мужик злой и небритый с силой швыряет лизуна на свой прилавок, он расплывается в рожицу и медленно собирается обратно, мужик говорит прохожим: "Hey! It's Funny!" и добавляет злым разочарованным голосом "It's fucking FUNNY! Isn't ?".
Некоторые сидят на улице с музыкальной шкатулкой с перфолентами и играют мелодии. Некоторые просто похожи на бухариков, у которых есть шкатулка, но однажды мы видели мужика, который подошел к перформансу максимально серьезно. Поверх шкатулки он поставил насест с какими-то пушистыми курицами. С живыми! И они сидят там покачиваются, а их кормит пацан, который одет так, будто он из начала 20 века. И всё это в целом очень здорово выглядит и звучит.



Но самое прекрасное в Порту, что оттуда за полчаса на общественном транспорте можно свалить на пляж к океану.



Пляжей много разных, и все они соединены крутой деревянной дорожкой. Не знаю сколько километров она длится, но мы по ней километров 10 точно прошли.



С одного из пляжей открывается отличный вид на нефтеперерабатывающий завод.



Весь берег усыпан мидиями. Я оторвал одну из них и принёс Жене похвастаться, она её открыла, и я подумал, что как-то плохо мы обошлись с мидией, и сломали ей жизнь просто из любопытства. Подумал, может есть шанс её спасти и понёс обратно. Весь берег состоит из неровных камней, и местами между камней образуются крошечные водоемы, там обычно куча водорослей и ракушек. Опустил потерпевшую мидию на дно одного из таких водоемов, и внутренности у неё немного зашевелисись. Я сел понаблюдать, но увидел совсем не то, чего ожидал...



Сначала к мидии подплыла мелкая рыбёшка, я подумал, может рыба будет есть её? Но рыба поплавала вокруг и съебалась. Я почему-то не уходил и смотрел, как будто ждал чего-то. Прошло ещё несколько минут, и из зарослей выбежал краб, схватил мидию, уволок в заросли и принялся жрать. Это было открытие века для меня. Если погубить мидию из любопытства я посчитал варварством, то скормить её крабу - это просто встать на сторону крабов в этом большом безжалостном мире. И я встал на сторону крабов, и позвал Женю на сторону крабов, и мы ещё часа полтора кормили крабов мидиями.




Подводя итог, могу сказать, что Португалия мне определенно нравится, и в ней осталось ещё много мест, которые я бы хотел посетить. Португалия не похожа ни на одну из европейских стран, где я был. И если сравнивать её с соседней Испанией, то можно сказать, что Португалия менее богатая и ухоженная, но люди там намного приятнее. Нету в португальцах такой надменности, как-то они попроще, и не только по отношению к иностранцам, между собой они тоже общаются легко и непринужденно. Например, девочка подросток, которая покупает мороженое, и пожилая продавщица, ведут диалог с такими интонациями и мимикой, как будто они одноклассницы. Португальские девушки, какие бы красивые не были, никогда не пытаются вести себя "как леди", они громко разговаривают, ржут как лошади, много жестикулируют, кривляются и сидят широко расставив ноги. По крайней мере, такими их запомнил я.

Есть для меня и некоторые загадки в португальском менталитете. Например, везде какая-то беда с туалетами. Будь это туалет на вокзале, в парке, в гипермаркете или в хорошем ресторане, везде есть вероятность увидеть грязный, зассаный пол, сломанный шпингалет и пустой держатель для бумаги. В России в проходных местах типа вокзала или аэропорта в туалетах тоже беда, но плохой туалет в хорошем кафе или ресторане у нас я не видел ни разу.

Ещё к сиестам есть некоторые вопросы. Понимаю, что это обычаи и все дела, но как же блять неудобно и странно. Когда хуякс с 15-00 и часов до 20 или 21 нигде нельзя поесть нормально. А кроме сиесты есть ещё обед, он чуть пораньше, и он почти во всех магазинах. Нас как-то выгнали из магазина кроссовок, потому что у них начался обед. В магазине человек 5 продавцов, неужели им обязательно обедать всем одновременно? Это очень странно, но зато мой батя может не переживать, что глобализация погубит наш мир. Всё в порядке, пока есть сиеста, глобализация не пройдёт. По крайней мере, не с трёх до девяти.

И закончить пост я хочу фотографией с двумя одинаковыми домами, один старый, другой отремонтированный. Вы можете найти в этом некий символизм, а можете не находить. Но фотография тем не менее завершает повествование.

Tags: Лиссабон, Порту, Португалия, Синтра, Эвора, путешествия, фотки
Subscribe

  • Стоки: Март 2021

    На Shutterstock интересный вышел месяц - самый слабый май за всю мою семилетнюю историю, при этом лучший за последние 11 месяцев. Впервые с…

  • Стоки: Февраль 2021

    Shutterstock - худший февраль за всю историю. В моём первом феврале 2014 года (700 работ в портфеле) шатер сделал на 40% больше продаж, а…

  • Стоки: Январь 2021.

    Shutterstock в январе провалился до нового антирекорда. Худший январь за всю восьмилетнюю историю как по доходу так и по количеству продаж.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments