Никитеев Константин (nikiteev) wrote,
Никитеев Константин
nikiteev

Филиппины. Острова Панглао, Бохол, Себу.

После Палавана и Манилы, Женя улетела домой, у неё кончился отпуск, а я полетел на острова Бохол и Панглао, которые можно считать одним островом, они близко, и между ними есть мосты. Я прилетел в аэропорт города Тагбиларан, и это был самый запоминающийся аэропорт в моей жизни. Я вышел из самолёта, увидел маленькое здание, когда зашёл внутрь, удивился насколько там тесно...там вообще нет ничего, одна маленькая комната, туалет настолько маленький, чтобы пройти в кабинку, нужно толкать людей у писсуара, которые упираются друг в друга плечами. Когда выходишь из всей этой тесноты, оказываешься на улице: стоянка для машин, несколько сидений под навесом от дождя, забор. Всё. Аэропорт кончился.

На Панглао у меня был забронирован курс PADI OPEN WATER в дайвинг-клубе DCC. Поплавать с аквалангом - это была моя мечта с детства, и поплавать хотелось по-настоящему, а не так, чтобы инструктор держал тебя за баллон постоянно, поэтому решил, что надо пройти полноценное обучение.

Несколько часов погружались в бассейне, выполняли всякие упражнения, типа снять-одеть маску под водой, снять-одеть акваланг и т.п. Потом было 4 погружения в открытом море, с лодки. Такое очень необычное волнение у меня было перед каждым погружением с лодки. Никогда не прыгал с парашютом, но думаю, что-то похожее люди в самолёте перед прыжком испытывают. Такой легкий мандраж, и суета, ничего ли я не забыл? Судорожно по несколько раз проверяю, на месте ли маска, грузы, все ли пряжки застёгнуты, идёт ли воздух из балона. Когда уже упал в воду и начал погружаться, вся суета проходит, всё становится плавным. Но первое погружение в море было прям страшно от осознания, что вокруг бесконечность, непонятно где я, непонятно на какой глубине, непонятно, как управлять плавучестью своей.

Ещё у меня был остаточный насморк, и я не сразу понял, как и когда надо продуваться, и было прям больно в ушах, потом понял что и как. Самое сложное под водой - контролировать свою плавучесть, иногда резко выносит вверх, иногда наоборот слишком быстро вниз иду. Видимо, у меня большие легкие, а сам я вешу 75-77кг, плюс ко всему из-за непривычной обстановки дышу слишком глубоко. И от каждого вдоха меня выносит вверх. Потом уже к последнему погружению научился ровно дышать и держаться на одном уровне, но чтобы чувствовать себя в воде комфортно, нужно гораздо больше опыта. Тяжело привыкнуть так быстро к этому баллону, шлангам, компенсатору, регуляторам, грузам, ластам. Чувствовал себя неуклюжим и неповоротливым.

Но это всё мелочи. В целом дайвинг - это охуенно. Как космонавт на чужой планете, плаваешь в невесомости и глазеешь по сторонам. Там столько всего интересного. За эти 4 погружения видел морскую черепаху, рыбу фугу, рыбу-клоуна и ещё бесконечной количество кораллов и рыб, которых я не знаю. Очень крутой опыт. Я пока не готов с головой ударяться в дайвинг, покупать собственное снаряжение и все свои дни в отпуске тратить на дайвинг, но я точно хочу нырять ещё, и думаю, что в будущем пройду обучение до ADVANCE OPEN WATER, чтобы погружаться на 30 метров и нырять ночью, но это когда-нибудь где-нибудь в будущем.
В общем, если будете на Панглао и захотите понырять, рекомендую дайв-клуб DCC и инструктора Бориса Лескина.

Забавно, что за всё время на Панглао я плавал только под водой, и даже не знаю, есть ли там пляжи пригодные для купания. Пока шли занятия, свободного времени и сил оставалось совсем мало, так что и Бохол и Панглао я изучал уже в последние два дня второпях. Панглао - более тусовый и более туристический, чем остальные локации на Филиппинах, которые я посетил. Больше ресторанов, отелей, больше туристов, чаще из заведений орёт громкая музыка.

Из достопримечательностей успел увидеть пещеру Хинагданан. Хуй знает, какие должны быть от неё впечатления - ну пещера, красиво внутри, необычно. Но там очень жарко, душно и темно. Некоторые там купаются, но у меня желания не возникло. Зашёл посмотрел за 2 минуты и вышел.

Красиво, но мне пришлось очень долго туда ехать, а там, кроме этой пещеры, нет нихуя. Разве, что криповатые статуи в зарослях.

В тот же вечер я поехал на пляж Долхо, не купаться, а просто посмотреть. Но там купаться и негде особо. Дело шло к закату, и я, включив плеер, шёл вдоль берега мимо рыбацких лодок и местных тусовок. В один момент ко мне привязалась собака. Она то тёрлась об меня, то кусала за руки, то скулила, то прыгала на меня и царапала лапами. Не знаю собака это была или пёс, но я называл его Пёс. Я никак не мог от него отделаться, он шёл за мной, залупался на других собак и прятался за меня, как будто я его хозяин.

Я пытался от него убежать, пытался стоять на месте, чтобы ему надоело и он ушёл, но он никак не отставал. Приветливые филиппинцы, которые шли навстречу, улыбались и здоровались, а я спрашивал не знают ли они, чей это пёс? Никто не знал, а через минут 20 уже люди, идущие навстречу стали спрашивать меня: "Это твой пёс?"

Потом мы с псом встретили встретили коня. Но конь был на привязи и не присоединился к нашей команде.

Мангровые заросли.

Очень красиво было. За всю поездку - это, наверно, был самый красивый день. Я ещё ушел далеко, что людей вообще не было вокруг. Только пёс присутствовал и скулил периодически.

Потом я сел ждать закат на пустом маленьком пляже, окруженном пальмами. Пёс прилёг неподалеку. Пришли какие-то другие собаки, но мой пёс их выгнал.

Потом я пошёл обратно, уже стемнело. Я вышел к большой дороге, а пёс всё шёл за мной, видно было, что это не его район, и ему неуютно там, чужие собаки лаяли на него, но он всё равно шёл рядом со мной. Один раз убежал за кошкой, но тут же вернулся и снова пошёл рядом. Я спрашивал у всех, не знают ли они, чья это собака. Один пацан сказал, что его, но скорее всего соврал, потому что собака вообще не обратила внимания на него и их дом и шла дальше со мной. Стало уже совсем темно. Трициклист предложил свои услуги, договорились о цене, я залез в трицикл. Пёс стоит и смотрит на меня вопросительным взглядом. Трициклист: "Это твоя собака? Ты берешь её с собой". Я говорю: "Нет, не моя собака, ходит за мной весь день". И мы поехали, а пёс побежал за трициклом. Я чуть не расплакался, он бежал, пока мы не исчезли из виду. И мне так грустно было потом, я думал, что если бы я хотя бы полгода решил пожить на Панглао, я бы забрал пса к себе, и мы тусовались бы с ним. А так я оставил его там одного, на тёмной улице, и он там, наверно, грустный ходит и не знает куда теперь податься. До сих пор вспоминаю про него время от времени, и думаю, чем он там занят сейчас.

На следующий день поехал с групповой экскурсией по острову Бохол. Плюсы групповых экскурсий - это дешево. Минусы - это мужик, который родился на Филиппинах, а потом уехал в штаты, а теперь приехал на Филиппины в отпуск со своей женой американкой и возомнил себя экскурсоводом. Он просто блять без умолку пиздел весь день, и какого-то хуя они с женой всегда садились далеко друг от друга и разговаривали через весь микроавтобус. А если они сидели близко, то этот мужик начинал говорить с кем-нибудь ещё, в общем он всех заебал порядочно. За время экскурсии я познакомился с врачом-педиатором из Иордании, и с крутой парой из Швейцарии - он швейцарец, а она бразильянка - очень забавные ребята, швейцарец такой спокойный и слегка интроверт, а бразильянка общается со всеми и врывается в любую движуху. Эти ребята, как и я, хотели увидеть Шоколадные холмы и долгопятов, и всё.

Но нет экскурсии только туда, так что помимо этого, пришлось посетить сначала монумент blood compact - какие-то унылые некачественные скульптуры, вокруг которых толпами фотаются туристы, но уверен, что 90% из них, как и я, в душе не ебут, что это за памятник, и может быть гид им рассказал, если у них есть гид, но уверен, они все забудут эту информацию через неделю. Потому что - это максимально скучный объект.

После этого смотрели древнюю католическую церковь Баклион - она, конечно, не сравнится со старыми католическими храмами в Европе, но по-своему интересно там было, к тому же мы совпали на филиппинскую свадебную церемонию. Но она впечатляет меньше, чем тот факт, что церковь построили из кораллового камня, а вместо цемента использовали яйца. И только недавно была реставрация, а так-то церковь простояла на яйцах целую кучу лет.

Потом был ебучий сад бабочек - по сути очень плохой зоопарк, большая часть сада отдана бабочкам и гусеницам, но есть ещё обезьяны, змеи и крокодилы, которых содержат в отвратительных условиях. Очень неприятное место, и очень бесит, что покупая экскурсионный пакет, я как бы заплатил и этим хуеплетам денег и поддержал их уёбищный бизнес.

Потом был заповедник долгопятов, и там тоже я немного разочаровался, во-первых, долгопяты очень маленькие и сидят далеко, рассмотреть их сложно, плюс ещё очень много народу, все суют свои телефоны и селфи-палки в лицо и без того охуевающему долгопяту, и там так всё устроено, что нельзя остановиться и спокойно смотреть там где, захотелось, там только одна очень узкая тропинка, по которой можно идти только в одну сторону, и народу прям невероятно много, и это всё больше напоминает очередь в аэропорту.

Потом нас повезли на обед, и обед как бы на плоту, который плывет по реке Лобок. Еда - посредственный шведский стол, вокруг красивые виды, но если занять неудачное место за столом, можно видеть только головы и плечи людей из своей группы. Ещё зачем-то на плоту поют музыканты, и это всё очень громко, и мешает наслаждаться природой. Вокруг красиво, вдоль всей реки плотные заросли, позади видны холмы. Периодически проплывали мимо пацанов, которые прыгают с тарзанки или просто с дерева в реку. Был забавный момент, когда в одном из таких мест пацан в нерешительности стоял на высокой ветке дерева и смотрел вниз, бразильянка заорало ему "Come on! Jump! Jump!" и он прыгнул. Потом плот приплыл к какой-то "деревне с местными аборигенами", как сказано в описании экскурсии, но по факту это просто сувенирный магазин на воде, и там куча местных детей и взрослых играют на укулеле, поют и танцуют. Поют красиво и трогательно. Потом они начали танцевать и приглашать туристов. Все стеснялись, только бразильянка сразу побежала плясать.

Потом нас наконец-то привезли на Шоколадные холмы. И это круто, ничего подобного я не видел, и предположу, что ничего подобного нигде и нет. Со смотровой площадки во все стороны вид на бесконечную зеленую долину, где то тут, то там выглядывают коричневые холмы, и при этом стоит такой гул от насекомых, которые там внизу в зарослях, и страшно представить сколько там миллионов всяких цикад, кузнечиков, сверчков или хуй знает кого.

Потом мы ненадолго останавливались в лесу, который на карте обозначен как Bilar Man-Made Forest. Там красиво, но мы просто постояли возле машины и трассы, посмотрели и поехали дальше. Заебавший всех разговорчивый филиппино-американец добрался до меня, спросил откуда я, потом что-то пытался пошутить про лес и русских партизан. Я ничего не ответил, а просто улыбнулся специальной улыбкой, которая означает "иди на хуй".

В общем, если вы умеете водить байк или машину, лучше арендовать транспорт и самостоятельно посмотреть шоколадные холмы, лес и всё, что ещё захочется.

С остова Панглао на остров Себу я добирался по воде. И если речь идёт о Филиппинском транспорте, то всегда что-нибудь должно быть через жопу. С паромом всё нормально, кроме пути на паром и спуска с него. Эти моменты происходят через жопу - я не видел ни одного пирса, ни одной пристани на Филиппинских островах. Чтобы попасть на паром, нужно сначала метров 100-200 идти по колено (а иногда и по пояс) в воде, постоянно думая о том, что если сейчас оступиться и упасть, то сразу придёт пизда и телефону, и ноутбуку. Потом в маленькой моторной лодке, набитой людьми и их багажом до отказа тебя везут до парома, и потом ты перебираешься на паром, и вот ты на пароме, на пароме всё хорошо, даже продают напитки и снеки. После прибытия в пункт назначения процедуру с лодкой и хождением по колено в воде надо повторить.

Пока плыли до Ослоба, видели дельфинов. Настоящих диких дельфинов в море, их было 2 или 3,и они выныривали и снова уходили под воду вдалеке. Я плыл в Ослоб, чтобы увидеть китовых акул, на дельфинов не рассчитывал, а они вот раз и появились.

Ослоб - приятный городок, наверно, самый удачный из всех населенных пунктов, что я видел на Филиппинах. Особенность его в том, что он весь растянут вдоль одной большой дороги, не считая маленького "центра", где есть набережная, небольшой парк и старинная церковь.

Ещё есть всякие старые руины и такая статуя не знаю кого.

Я снял номер в Casa Solmar, который расположен как раз в центре Ослоба, местные называют этот район Ослоб Ослоб. Ну типа сильно Ослоб, максимально Ослоб, насколько можно быть Ослобом. В общем, в отеле моём, кроме удачного расположения и умеренной цены, ничего хорошего не было. Зато была пыль и ёбаная куча насекомых. За два дня там я убил 2 пауков и 4-5 маленьких сколопендр в моей комнате. Совсем маленьких, сначала думал, что это черви какие-то, но потом присмотрелся и увидел мерзкие маленькие ножки вдоль всего тела. В общем, как-то страшновато было спать. До сих пор были свежи воспоминания, как в отеле на Панглао мне в постель заполз таракан и пополз у меня по руке, я не сразу понял, что происходит, а когда понял, подскочил вертикально вверх, как кот, которого напугали огурцом.

И как-то вечером в этом ебучем Каса Солмар, я боковым зрением заметил, что из туалета за шкаф через комнату пробежало что-то крупное, пробежало очень быстро. А там такие большие старые шкафы в духе советстских стенок, на которых у всех были телевизоры и знатная посуда, что их и не сдвинешь особо. И я пару часов на измене ходил вокруг этого шкафа, пинал его и ждал, что какая-нибудь тварь оттуда вылезет и надеялся, что это геккон. Потому что геккон не мерзкий, и не опасный, а даже забавный. И это скорее всего он и был, потому что их там много вокруг, и бегают они очень быстро. Но никто из-за шкафа так и не вылез.

В Ослоб все едут плавать с китовыми акулами. Каждый день рано утром в определенном месте на побережье собираются туристы, получают короткий инструктаж, маски-трубки, спасательные жилеты, и туристов на нескольких лодках везут в море, туда где уже с одной лодки кидают в море креветок, по которым тащатся китовые акулы.

Когда мы только подплыли туда, я увидел огромную пасть, которая всплыла из-под воды, заглотила еду и ушла под воду. Дыхание моё в этот момент участилось, и под водой это возбуждение и приятный мондраж только усиливались. Когда на расстоянии вытянутой руки от тебя, огромная тварь размером с автобус или небольшой грузовик встаёт вертикально и открывает рот, это не передать словами. Очень крутые эмоции. И хоть я знаю, что они не плотоядные, до последнего есть ощущение опасности. Они ведь дикие и огромные, они просто могут вырубить человека хвостом случайно, если что-то их испугает.

Люди по-разному относятся к этому аттракциону, некоторые пишут, что это вредно для акул, потому что они теряют способность добывать пищу самостоятельно, становятся слишком доверчивыми и т.п. Но другие пишут, что всё ок, потому что это делают только пару часов в день, всё остальное время акулы добывают еду самостоятельно. Я не силен в вопросах акул, поэтому хуй знает. Но это зрелище запомню до конца жизни.

В Ослобе ещё есть водопад Тумалог.

Очень красиво там. Был дважды, сначала заехал вечером, было много народу, просто пофотал и посмотрел. А на следующий день приехал туда рано утром сразу после акул, и был самым первым там, купался там вообще один. Там ещё в самом низу есть озерцо с рыбками, которые кусают ноги. Такие есть во многих азиатских странах в торговых центрах, типа косметическая услуга, рыбы съедают старую кожу с ног. Всегда казалось это какой-то тупостью, но в живой природе стало интересно попробовать. Очень забавные ощущения.

Собака вот ещё такая тусуется у водопада:

Кроме акул, Ослоб запомниться мне, потому что там я впервые сел за руль мопеда. С вождением транспорта у меня всегда всё было непросто. Я в детстве ездил на велосипеде, но если сяду на велосипед сейчас, буду ехать как похмельный алкаш. Лет в 20 я отучился и получил права на вождение автомобиля, но с тех пор так и не ездил. На мопеде я не ездил никогда, всегда было очень страшно и непонятно, как можно одновременно держать равновесие и управлять этой хуйней, у которой есть двигатель, тормоза, зеркала, поворотники и т.п.

Но каждый раз, когда я был в Азии, я страдал от неспособности водить мопед. И я всё думал, может когда-нибудь случится так, что кто-нибудь меня научит. Но в этот раз я понял, что никто меня не научит, и всё, что я могу сделать, это просто взять в аренду мопед и попробовать. Я сначала погуглил "теорию", и как бы это смешно не звучало, это мне пригодилось, как минимум, чтобы не въебаться в первый столб при первом старте. Потом я походил вокруг прокатной конторы, посмотрел прилегающие улочки и парк, и подумал, ок, здесь тихо и спокойно, здесь можно будет потренироваться. Потом я попросил тётку в прокате показать мне, как мопед заводится.

Сел и поехал... На самом деле хуй там, не совсем так, я проехал метров 20, пытаясь затормозить ногами, ударился ногой об мопед и ободрал её до крови, остановился на обочине, чтобы придти в себя, и думаю, ну пиздец, только сел и уже ободрал ногу, и уже вот муха прилетела и села на рану мне. Отдохнул маленько, собрался и попробовал снова. Остановился метров через 10 и попробовал опять.

В общем, это выглядело очень смешно. И всё оказалось гораздо сложнее, чем я представлял. Как только я сел за руль, район, который казался спокойным, сразу превратился в оживленный - везде другие мопеды, машины, ото всюду на дорогу выбегают дети, курицы, собаки, кошки, бабушки идут по дороге и злобно косятся на меня. Я медленно наматывал круги по парку, чтобы научиться поворачивать и держать равновесие. Дети, каждый раз, когда видели меня радостно кричали "ХАААЙ". Один мужик на мотоцикле, когда видел как я учусь трогаться и останавливаться, каждый раз с тревогой говорил "Воу! Воу! Воу!". Но я ни разу не упал, не ударил мопед, не сбил никого. Люди смотрели на меня с недоумением или с улыбками, было очень тяжело, стыдно, но иногда помимо стыда, я ощущал гордость от того, что я делаю то, чего боялся всю жизнь. Хвала вселенной, что никто из моих друзей и знакомых этого не видел.

К концу дня, я смог выехать на большую дорогу, и там даже легче оказалось ездить. Потому что, когда набираешь нормальную скорость, уже нет сложности в том, чтобы удержать равновесие. Главная проблема была, когда меня обгоняли большие автобусы. Они сигналят и надо прижаться к обочине, чтобы их пропустить, и если с обычными машинами, просто достаточно сместиться чуть-чуть, то с автобусами хуй знает как быть, они огромные и занимают всю дорогу,и получается надо вообще с дороги съехать, чтобы он смог проехать. За день я километров 40 наездил, вернулся домой мокрый с головы до ног, с мозолями на жопе и кровавыми мозолями на руках. Конечно, за этот один день я не стал уверенным водителем, и с пассажиром сзади я побоюсь ехать, и где-нибудь в Маниле или Бангкоке я за руль не сяду, но я преодолел барьер, который не давал мне покоя последние несколько лет. Маленький шаг для человечества, и огромный шаг для одного нелепого 29-летнего человека.

В последний свой день в Ослобе, я позавтракал яичницей с тостами и жареным беконом. Во время еды заметил среди бекона зажаренную ножку то ли саранчи, то ли огромного кузнечика. К тому моменту я провёл на Филиппинах уже больше двух недель и давно принял правила игры. Поэтому просто отодвинул конечность насекомого на край тарелки, и доел свой завтрак.

Дальше я планировал ехать в Бадиан, нашёл остановку и стал ждать автобус. Приехал автобус без кондёра и без окон, и места были только стоячие, но я само собой залез в автобус. На остановках в автобус иногда заходили торговцы едой, и я увидел новый вид фаст-фуда, просто одно варёное яйцо в пакете. Стоит совсем какие-то копейки, местные покупают и едят на месте, мусор складывая в этот пакет. На длинной остановке, под колесо автобуса водитель положил огромный камень - видимо, это вместо ручного тормоза.

Приехал в Бадиан. Зашёл поесть в единственную открытую забегаловку. На соседнем столе сидит ребенок, по стене ползёт таракан, за стойкой трансфестит, и второй трансфестит ходит по заведению в розовом белье. Филиппины учат не удивляться ничему.

В Бадиане я остановился в приятном отеле, расположенном в небольшом отдалении от дороги и рынка, в окружении густой растительности и по соседству с каким-то водоёмом. Днём там постоянно кипит жизнь. Купаются дети, приплывают и уплывают лодки. Из дома на берегу очень громко поют в караоке. На Филиппинах очень любят петь, и очень любят караоке.

Неподалеку от Бадиана знаменитый водопад Кавасан. Водопад, возможно, хорош, но слишком уж знаменит. Очень много народу: и туристов, и местных. Территорию вокруг водопадов изуродовали пластиковыми столиками, зонтами и магазинами. Это сильно портит впечатление, но приятные места всё-таки найти можно. Лучшие фотки получаются там, где людей нет.

До водопадов и обратно в Бадиан, я ездил в джипни. Раньше я их видел только снаружи, внутри - это отдельная история. Там очень низко, тесно и жарко. Тайские Сонгтео издалека похожи на джипни, но в них гораздо более просторно и комфортно. В джипни нельзя пройти просто наклонившись, там нужно идти на корточках до своего места. И как и весь филиппинский транспорт, джипни набиваются до отказа. Один плюс - это очень дешево. Если трициклист довёз бы меня до водопада за 150-200 песо, то проезд в джипни стоил 10.

Вечером поехал на пляж Ламбаг. Там приятно, в меру людно, но всё море в водорослях, купаться там не очень. На этом пляже я почему-то пользовался особой популярностью у детей, и девочки лет 12-14 дважды подходили, чтобы сфотаться со мной. Я просидел там до заката, а когда собрался домой, понял, что трициклистов на пляже нет, все разъехались. Пошёл пешком, а идти до отеля 6 км, я в тапочках, вокруг стремительно темнеет, из освещения у меня только циферблат часов, телефон не брал с собой. Идти в полной темноте по дороге, вдоль которой только плотные заросли, было жутковато. Изредка на пути попадались дома, и оттуда на меня лаяли собаки. Когда проходил мимо одного из домов, услышал как кто-то поёт в караоке песню The Cranberries "Зомби-и-и-ие-ие-ие" и поёт оочень плохо. Я тогда в голос засмеялся один в темноте. В общем, прошёл я километра полтора-два, а там уже началась главная дорога, оттуда уехал с чуваком на мопеде.

На следующий день поехал в Себу-сити. Крупный город, столица острова. Похож на Манилу, только средняя этажность на порядок пониже. В городе есть небольшой исторический центр, там крест Магеллана, старая испанская церковь и форт. Забавно было увидеть в церкви местного в футболке с надписью "sex, drugs and rocknroll".

В Себу я арендовал за очень скромную цену квартиру в каких-то элитных апартаментах с консьержем, теннисным кортом и бассейном. Но только на месте я понял, насколько далеко от всего находится моё жильё. В радиусе нескольких километром не было ни одного кафе/ресторана, а все ближайшие магазины выглядели вот так:

Я прошёл около 2 километров, чтобы найти магазин, который сделан не из соломы, палок и металлических решёток. По пути здоровался с бабушками, отбивал подросткам пять, трансвеститы спрашивали, куда я иду, а 10-летние девочки кричали мне в спину: "You are so handsome!"

На следующий день часть пути в город я проехал на джипни, потом очень долго шёл пешком. Мимо автомастерских, аптек, парикмахерских, мимо домов, мимо трущоб, мимо свинарников с хрюкающими свиньями, и я очередной раз подумал, как же ужасны города, которые созданы для автомобилей. Города, где невозможно жить без личного транспорта, это пиздец не только для пешеходов, но и для водителей, которые по полжизни проводят в пробках. Филиппинские мегаполисы - это ад. Маленькие города и деревни гораздо приятнее и дружелюбнее, хоть прогресса и цивилизации там меньше, чем в городах. И чем более отдаленны от цивилизации места на Филиппинах, тем прекраснее и разнообразнее природа. Я очень устал от Филиппин, и в ближайшее время не хотел бы это повторять, но уверен, что лет через 5 я снова заскучаю по этим местам и захочу приехать снова. Тем более неизведанных островов тут хватит ещё на несколько долгих путешествий.

Tags: Бохол, Панглао, Себу, Филиппины, путешествия, фотки

• Стоки: Март 2021

На Shutterstock интересный вышел месяц - самый слабый май за всю мою семилетнюю историю, при этом лучший за последние 11 месяцев. Впервые с…

• Стоки: Февраль 2021

Shutterstock - худший февраль за всю историю. В моём первом феврале 2014 года (700 работ в портфеле) шатер сделал на 40% больше продаж, а…

• Стоки: Январь 2021.

Shutterstock в январе провалился до нового антирекорда. Худший январь за всю восьмилетнюю историю как по доходу так и по количеству продаж.…