Никитеев Константин (nikiteev) wrote,
Никитеев Константин
nikiteev

Categories:

Япония. Часть 2: Токио

Ссылка на 1 часть про Никко

ТОКИО


Из Никко мы вернулись в Токио, и оставшиеся 15 дней жили в квартире на 9 этаже, в районе Шибаурофуто. Иногда мы выезжали в близлежащие города, но, чтобы не путать тут всё, сначала напишу про Токио целиком, а потом про всё остальное.


У нас была замечательная квартира с балконом. И в первый день на балконе было чисто, а на следующее утро, мы нашли мертвого жука размером с мяч для настольного тенниса и нечто странное, вызывавшее опасение, что оттуда вот-вот повалят толпы насекомых или что оно будет расти и однажды поглотит того, кто пойдет развешивать белье на балкон.


Наше окно выходило на восток, на окне были светонепробиваемые шторы, и если оставить хоть небольшую щель между шторами, то обязательно проснешься с рассветом. Солнце здесь какое-то аномально яркое и большое. И в жаркие солнечные дни на улице очень неприятно. Но в сентябре солнечных дней было не так уж и много.



Про Токио часто пишут, что это "город будущего", что это "другая планета", и другую планету мы действительно увидели, но никакого победившего прогресса мы тут не нашли. И порой, вместо того, чтобы удивляться прогрессу, удивлялись его отсутствию. Очень много станций без эскалаторов и пандусов. Женщины и старики волочат огромные сумки и чемоданы по лестницам. Часто примитивную работу роботов выполняют люди - например, когда в России водителю нужно выехать из ворот/двора в центре города, он просто смотрит по сторонам и выезжает. Или на крайний случай - на выезде ставят светофор, а в Японии для этого дела нужны четыре человека в униформе с пластиковыми жезлами, которые будут это дело регулировать. Или например, в Никко мы видели человека-светофора. Он видит, что мы собрались переходить, жестом показывает, что нельзя, потом выходит на дорогу, останавливает жестом машины, кланяется им, кланяется нам и показывает, что можно идти. Говорят, таким образом специально создают рабочие места. Но я иначе представлял себе прогресс. Я иначе представлял себе Токио. На деле оказалось, что это очень депрессивный город, атмосфера в котором давила меня со всех сторон и говорила мне, что я тут лишний. Толпы людей, смотрящих сквозь тебя или уставившихся в смартфоны, бесконечные эстакады, станции и однообразные примитивные высотки серого и коричневого цвета понатыканы так плотно, что и неба не видно.



Переплетения проводов добавляют азиатского колорита, но явно не намекают на прогресс и новые технологии.



Лавочки на улицах это редкость, улицы в Токио вообще не располагают к тому, чтобы присесть или хотя бы остановится. Улицы Токио созданы для того, чтобы по ним идти на работу. И люди идут. Кругом люди в белых рубашках и брюках, 98% - мужчины. Их всегда много в центре, а если совпасть на час пик - это выглядит как черно-белый офисный зомби-апокалипсис.



Лавочки можно найти разве, что в парках. Почти все парки в Японии платные, и закрываются до 5 вечера - и это вызывает недоумение. Ни в одной стране: ни в Европе, ни в Азии я не встречал платных парков. Зато туалеты в Японии всегда бесплатные, но в туалетах есть другая странность - бумажных полотенец там нет никогда, иногда бывают сушилки для рук, а иногда вообще ничего нет. Видел, иногда японцев с маленькими полотенцами. Не знаю, специально ли они носят их с собой, чтобы вытирать руки в общественных туалетах, но мне очень часто приходилось ходить с мокрыми руками. Ещё часто в туалетах нет мыла. В некоторых торговых центрах встречал туалеты, в которых были только писуары, а кабинок не было. То есть поссать - "пожалуйста", а посрать - "ну это уже не к нам".
Про Японию всегда говорят, что тут везде очень чисто. Нет. В Токио - нет. На первый взгляд чисто - под ногами мусора нет, но стены и потолки почти во всех переходах с каким-то вековым слоем пыли и грязи. Если сравнивать с Сингапуром, то по чистоте Токио проигрывает: одни и те же белые кроссовки в Сингапуре оставались белыми, а в Токио пачкались в течение дня. И крысы в Токио есть, не в таких количествах как в Бангкоке, но доводилось видеть крысу у супермаркета. Иногда можно увидеть мешки с мусором где-нибудь под эстакадами или в переулках. С мусором вообще отдельная история. На улице нет урн, вообще. Есть автоматы с водой, рядом с ними иногда есть урна с круглым отверстием, чтобы можно было выкинуть только бутылку, больше никаких урн в городе нет. А дома надо сортировать мусор, там всё сложно: несколько категорий мусора, каждый надо собирать по-разному и вывозят каждый вид мусора в отдельные дни, и в каждой префектуре правила сортировки могут отличаться.



Токио - огромный город, и передвигаться по нему непросто. Сначала надо найти станцию, потом правильный вход на станцию, потом нужную ветку, потом платформу, потом на одной платформе могут ходить разные поезда, и надо сесть на правильный, потом долго ехать, потом выйти на своей станции, потом найти выход, потом вход, потом ветку, потом платформу, чтобы пересесть на другой поезд, потом снова ехать, потом выйти на своей станции, потом найти выход и охуеть как много народу вокруг, потом некоторое время тупить в гугл-карты, чтобы понять в какую сторону теперь идти. Ещё надо понимать, что метро/поезда в городе принадлежат разным перевозчикам и станции/указатели часто оформленны в разных стилях, что усложняет навигацию. Всё это отнимает кучу времени, сил и нервов. За всё время в Токио 40-60% дневного времени мы проводили в поездах или в поисках станции. И ещё проезд как-то невероятно дорого стоит. За 19 дней в Японии на проезд у нас ушло примерно по 14000р. на каждого, мы ни разу не ездили на такси, только метро, поезда и автобусы. Самое дальнее куда мы ездили - это Никко (около 4 часов на обычном, не скоростном поезде), всё остальное - в пределах 2-х часов от Токио. Для грубого сравнения, за 14 дней в Сингапуре на проезд ушло по 600р. на человека. 600 РУБЛЕЙ! В Сингапуре расстояния были значительно меньше, но не в 23 раза. Если проезд в японском метро зависит от расстояния, то автобус снимает с тебя 110р., сразу после того, как ты сел в него, и сесть не в тот автобус стоит 110 рублей соответственно.



В огромном Токио куча достопримечательностей и интересных мест - так, кажется, когда смотришь на карту и планируешь путешествие. Но на деле было много разочарований. Например, руины замка Эдо - это просто кусок стены из красивых больших камней, а императорский дворец - это пара маленьких строений, которые можно увидеть только издалека.





Вокруг дворца есть великолепные каменные стены и рвы с мутной водой, где плавают лебеди и черепахи. А за этими стенами есть парк с идеальным газоном. Так, что если забыть, что ты хотел увидеть императорский дворец и замок эпохи Эдо, можно получить удовольствие.


На одном из кусков газона копошились человек 20 местных, выбирали сухие травинки, че-то там пропалывали какими-то нано-граблями. Люди были одеты по-разному, никакой униформы не было. Когда мы сделали круг по парку и вернулись, там уже никого не было. Предположу, что это такой аттракцион для местных - придти и повозиться в императорском саду.

Ещё одно разочарование - это храм эпохи Мэйдзи. Возможно, для тех кто плотно интересуется исторической архитекутрой, это круто, но для простого обывателя как я, это просто ещё один храм. Но зато вокруг него большой парк с огромными деревьями.


Внутри парка есть ещё внутренний сад с входом за 500 иен, но там из интересного только пруд с кувшинками и карпами.


Неподалеку есть более красивый и приятный парк - Синдзюку Гёэн. Тоже платный, закрывается в 5 часов вечера, и ещё в какой-то из дней недели он закрыт совсем. Зато там есть журавль и много милых деревьев.






Парки в Токио - это настоящие оазисы в бетонной пустыне, как бы банально это не звучало. В городе находиться очень тяжело, и в общественном транспорте, и на остановках, и в торговых центрах и в общепите - везде я чувствую какое-то напряжение и давление, только в парках можно передохнуть от этой гнетущей атмосферы. Войти в парк, как переключить тумблер - настроение сразу меняется. Ещё один крутой парк в Токио - Коисикава Кораку-эн. Он находится в непосредственной близости с огромным бездушным железобетонным монстром - стадионом Токио Доум, и оттого сильнее ощущается контраст.



В парке Коисикава Женя первым делом решила попить из питьего фонтанчика, но как-то перестаралась, когда открывала его и струя пизданула метра на два вверх и распугала всех, и Женя долго думала, как подойти и выключить его. Потом мы сидели на ступеньках, которые уходят прямо в воду и перед нами плавали карпы, один из них чего-то испугался и резко дернулся так, что обрызгал нас с ног до головы. До того они огромные эти карпы. А потом Женя увидела черепаху, и решила, что её надо обязательно потрогать. Черепаха её укусила. Это произошло менее чем в метре от знака "Не трогайте черепаху". Такой вот человек эта Женя. Хотя, когда она хохочет, она больше конина, чем человек. Уж поверьте на слово.




На этом фото дерево начинает желтеть, и такие деревья встречались время от времени, но осень мы так и не застали. Улетали 7 октября, и всё ещё было зелено вокруг.






В общем, Коисикава - одно из лучших мест, что есть в Токио.



Ещё один хороший парк - Arakawa Nature Park. На него мы наткнулись случайно.


Парк уютный, малолюдный, и там плавают карпы и одинокий лебедь. Женя упорно пыталась кормить лебедя ничем до тех пор, пока он её не укусил за пальцы. Если задуматься, то лебедь поступил более чем логично. Сначала он проявил сдержанность, и не выказал своего разочарования от обмана, но Женя проявляла настойчивость, и очевидно, что после третьей попытки, лебедь подумал, что эта женщина хочет покормить его человеческими пальцами.


В Токио, само собой, бесконечное количество синтоистских и будийских храмов, но они все не особенно впечатляют после великолепных храмов Никко. Сэнсодзи вот, например, вроде большой красивый храм, но восторга не вызывает, и народу там битком даже в будни.





Храм Сэнсодзи находится в знаменитом районе Асакуса. Большая часть Асакусы- это вездесущие прилавки с сувенирами, зазывалы, толпы туристов и местных, разодетых в традиционные наряды, и рикши ещё есть. Забавно, что во Вьетнаме рикши - это всегда старые пропитые алкаши, а в Японии атлетичного вида молодежь.


Из токийских храмов, на мой взгляд, выделяется разве что Ясукуни. Выделяется в первую очередь тем, что храм посвящен не богам или мифическим духам, а духам всех воинов, погибших за Японию и императора, от самураев до фашистов. Китай и Корея считают Ясукуни - символом японского милитаризма и возмущаются, что высокопоставленные японские чиновники совершают паломничества в святилище, где поклоняются в том числе и духам военных преступников. Не знаю, насколько там людно днём, но вечером народу почти не было, и атмосфера там мистическая. Тихо, темно, а возле храма дежурит человек в форме.


Как правило, любое строение в Токио, если это не храм, выглядит как огромный прямоугольный бетонный блок с окнами. Поэтому здание главного железнодорожного вокзала "Станция Токио" не позволяет пройти мимо и не сфотографироваться. На этом фото на мне футболка с маской самурая и надписью японской азбукой: "Последний самурай". Футболку я купил ещё в России, и мне очень нравится принт, но в Японии мне было как-то неловко её носить, я постоянно думал, что я выгляжу, как негр, который гуляет по Москве в футболке с изображением медведя и надписью кириллицей: "Русский медведь".


Очень сложно писать про Токио, я уже месяц пишу этот пост... из всех мест, где я был, Токио тяжелее всего поддаётся описанию. Токио соответствует ожиданиям и стереотипам, но при этом способен регулярно разочаровывать и удивлять. Токио слишком одинаковый со своими похожими друг на друга домами, нависающими эстакадами, перепутанными проводами, но он и слишком разный с бесконечным количеством районов и маленьких городов внутри.

Вот есть, например, Гиндза, с сияющими витринами и вывесками дорогих магазинов, с бесконечным толпами людей.




Есть Синдзюку с ещё большими толпами людей и ещё большим количеством рекламы, но уже с совсем другой атмосферой.




Или вот мы случайно забрели в квартал Кагурадзака, рядом со станцией Иидабаси.


Там тоже людно, и повсюду светятся вывески, но низкая этажность зданий и деревья вдоль улицы превращают её в совершенно иное место. Улица пешеходная, не знаю всегда, или только в выходные. Там толстая японская девочка на самокате чуть не сбила Женю, пока та смотрела по сторонам. Девочка не пыталась сбавить скорость или свернуть, но предупредительно кричала "Ы ы ы ы".
Ещё вот такую гейшу с выбеленной кожей видели:


Сибую и Харадзюку можно описать теми же "много магазинов, рекламы и людей", но у этих мест совсем другое настроение.
Есть ещё Акихабара, там тоже самое, но совсем другое.





И я бы мог, конечно, попытаться объяснить, в чем особенность каждого из этих районов. Но это делать незачем, потому что от слов тут мало толку. Мне не нравится Токио, это один из самых нелюбимых моих городов, но я никого не отговариваю ехать сюда, потому что, это как минимум интересно. Для меня это был не самый приятный опыт, но это 100% уникальный опыт, и я видел и чувствовал много того, чего раньше не доводилось. Не знаю, понравится вам в Токио или нет. Не знаю, сколько дней стоит потратить на Токио. Знаю только одно: игровые салоны "патинко" - это ёбаный ад. Перед поездкой я думал, что надо обязательно зайти в один из них, поиграть самому, погрузиться в атмосферу. Но мы зашли и вышли через 10 секунд. Там невозможно находиться, там стоит бесконечный уничтожающий уши грохот от игровых автоматов, как внутри какого-то огромного станка или заводского цеха, и там спертый прокуренный воздух. Как японцы там сидят по полдня, мне не дано понять.


Остров Одайба - ещё один район Токио, который сильно отличается от остальных. Его начали застраивать не так давно, и он более современный, чем остальной Токио. Здесь есть большой парк, набережная, торговые центры и жилая застройка, которая выглядит пободрее привычных унылых серых многоэтажек. The SOHO, например, выглядит замечательно с цветным внутренним двором. Не знаю, есть ли там квартиры, в гугле написано, что это коворинг-центр.


Ещё есть огромный робот. Там на фото справа видно человека, можно оценить масштабы. Мы проходили мимо и совпали на шоу. Вокруг робота уже толпились люди, кто-то сидел на полу, кто-то стоял, приготовившись снимать всё на телефон. Робот вдруг зашевелился - на самом деле, двигалась пара мелких деталей, типа рогов на голове, но из-за его размеров, это было как-то очень впечатляюще, и казалось, что сейчас он весь начнет шевелиться, но не начал. Он просто мигал разными подсветками под музыку, а на экране за ним были кадры из какого-то аниме.


На Одайбе есть колесо обозрения, но там всё печально - кабинка похожа на маленькое пластиковое ведро с затертыми заляпанными пластиковыми окнами, там есть небольшая форточка, но и та забрана мелкой решеткой. То есть невозможно насладиться видом, невозможно сделать фотки.


Одайбу и Шибаурофуто, где мы жили, соединяет Радужный мост. И мы хотели вернуться по нему пешком, долго искали вход на него, но когда нашли, увидели забор и табличку о том, что мост закрыт для пешеходов после 20:30. И это дико бесит. В Японии много подобной хуйни: парки закрываются в пять часов вечера, везде заборы, запрещающие знаки - туда не ходи, так не делай... По части заборов Япония может посоревноваться с Россией, и местами даже обойти нас. Бывало, видели мы надземный переход, думали, сейчас поднимемся, посмотрим сверху на улицу, пофотаем. А на всех надземных переходах идут заборы выше человеческого роста. Может, так от самоубийц защищаются, но это не очень эффективно, по-моему, а вид и впечатление от города портит.
И токийский зоопарк Уэно эта хуйня не обошла стороной. Знаменитый зоопарк, с богатой историей, с огромным количеством животных оказался одним из худших зоопарков в моей жизни. Везде мелкие решетки, клетка внутри клетки, решетка за ещё одной решеткой. Невозможно, смотреть на животных... с таким же успехом они могли бы поставить металлические сейфы с подписями, кто в них живет. Даже в Питере зоопарк не такой ужасный. Единственное фото, которое мы сделали в зоопарке, это горилла, которая завернулась в полотенце.


Время от времени в разных районах, и в разном контексте мы встречали вот такого медведя, который, как теперь выяснилось, на самом деле енотовидная собака. Его изображения могут немного отличаться, но у него всегда тупое выражение лица и огромная мошонка.


На этой фотке рядом со мной тот же персонаж, но на него надели маску свиньи. Когда Женя меня сфотала тут, её атаковал какой-то маргинального вида дед и начал орать на нас что-то жестикулируя, говорил то ли, что нельзя фотать, то ли надо дать ему денег за фото, непонятно, но он был весьма агрессивен. Всё что я мог в этой невербальной беседе - это изобразить лицо со значением "Че тебе надо?" и лицо со значением "Че ты нахуй доебался блять!?", в общем мы ушли, под проклятия за спиной.


Персонажи в Токио встречаются очень разные. Иногда попадаются бомжи, и почти у каждого бомжа есть радио на батарейках с антенной. Иногда попадаются такие вот, что и не поймешь, то ли бомж, то ли хипстер:


Как-то шёл в толпе в районе станции Уэно, там какой-то турок зазывал людей есть кебаб то на английском, то на японском. Увидел меня в толпе, за миллисекунду что-то изменилось в его глазах, и он сказал мне: "Здравствуйте! Вкусный шаурма!". Для меня остаётся загадкой, как они это делают. Возможно, в турецких школах есть обязательный предмет, где учат определять национальность по форме черепа и разрезу глаз, не знаю.

Удобнее всего рассматривать население в метро. Большая часть - это офисный планктон с невероятно разными прическами и оправами очков, но одинаковыми костюмами-рубашками-портфелями. Женщины в нелепой обуви. Подростки разодетые по моде и фрики со своим представлением о моде. Иногда встречаются дедушки с рюкзаками или кепками плотно украшенными цветными значками или брелками. Вообще пенсионеры очень хорошо выглядят в Японии. Российские бабушки и дедушки чаще всего вызывают жалость и желание уступить место. Японские старики всегда подтянутые, хорошо одеты и максимально опрятны. И везде пишут, что в Японии не принято уступать места пенсионерам, мол они могут оскорбиться, что ты посчитал их старыми и немощными. И обычно никто не уступает, но пару раз я всё-таки видел, как японцы уступали места пенсионерам. Ещё японцы часто сами пересаживались на другое место, чтобы мы с Женей сидели рядом. Это очень странно, при том, что в Токио люди какие-то холодные и отрешенные, и если в толпе тебя толкают, никто даже не попытается извиниться. В метро 90% людей смотрит в телефон, остальные либо читают мангу, либо спят.


Среди однообразной прямоугольной архитектуры иногда всё-таки встречаются занятные штуки. Вот, например, капсульный дом. Он задумывался, как дом с общим фундаментом и каркасом, а каждая капсула - это отдельная квартира. Предполагалось, что будет удобно менять отдельные капсулы на более современные и новые, но за всю историю дома ни одной из них не поменяли, и этот дом выглядит как грустный призрак чьей-то изобретательности. Но некоторые окна горят, там всё ещё живут.


Есть ещё вот такое здание в районе Аояма.


Есть зеркальный эскалатор в Tokyo Plaza.


Есть музей национального искусства.




Ещё мы ходили в кафе с совами. Совы замечательные. Очень приятные на ощупь и очень порядочные.


И в котокафе я тоже ходил, конечно. Там рядом ещё было ёжекафе, но в кафе с ежами я не успел сходить)


Одним из важных пунктов плана был Музей студии Гибли. В составе префектуры Токио есть маленький город Митака, а в Митаке есть парк Инокасира, а в парке Инокасира есть Музей Гибли.


Мы долго шли по указателям через парк, пока не увидели огромную очередь и вход в музей. Очереди нас не пугают, но мы услышали, что очередь только для тех, у кого есть билеты. Мы прошли вдоль очереди, туда где работник музея проверял билеты и впускал людей, чтобы узнать, где купить билет. И он ответил, что билеты надо покупать за 2 недели минимум. Это был один из последних дней в Японии, и к тому времени разочарований и провалов у нас было достаточно. Нам часто не везло, и это было похоже на контрольный выстрел от богини разочарования, если такая существует. Но в этот момент очередь продвинулась и с нами поравнялась компания китайских туристов. И один из них говорит: "У вас нет билетов? Вас двое? У нас как раз 2 человека не пошли, у нас есть 2 свободных билета". И он просто так, бесплатно отдал нам 2 билета, которые можно купить только за 2 недели заранее. В этот же момент к нему подбежала какая-то японка и чуть ли не в слезах умоляла продать ей эти билеты. Но он ответил: "У меня было только 2, и я их уже отдал". Удача - не наша фишка, но тут нам невероятно повезло. Если бы мы на минуту дольше гуляли по парку, или если бы мы не проехали нужную станцию, и нам бы не пришлось возвращаться в обратном направлении, если бы у кого-то из нас развязались шнурки по пути, мы бы не попали в знаменитый музей студии Гибли. Но нам повезло. И эта удача принесла эмоций и счастье ни чуть не меньше, чем сам музей.


Тут нет особого смысла выкладывать фотки, от них мало толку. Музей - это один большой сказочный дом этажа в три примерно, внутри которого переплетаются вселенные знаменитых мультфильмов Миядзаки и других режиссеров студии Гибли. В доме есть маленькие винтовые лестницы и проходы, по которым могут пройти только дети, есть какие-то мостики, невероятные элементы декора, огромное количество комнат, которые выглядят как мастерские, со столами, на которых лежат кисти, карандаши и стопки настоящих набросков, которые использовались в создании мультфильмов, все стены тоже завешаны скетчами, на одном из них я увидел надпись ручкой или маркером русскими буквами "РЫБАК" - что за долбоёб это написал и зачем, сложно догадаться, но, видимо, кто-то из наших недалеких соотечественников.


Самое крутое для меня в музее - это несколько комнат, которые полностью воссоздают какую-нибудь сцену из аниме. Была, например, кухня из фильма "Мой сосед Тоторо": настоящая раковина с такой же плиткой, деревянные полки, кастрюли, свисающая с потолка лампа и очень реалистичные макеты еды. Если бы не куча народу вокруг, можно было действительно поверить, что тебя засосало в мультипликационную вселенную. Ещё в музее есть кинотеатр, где показывали очень милый короткометражный мультик про потерявшегося щенка. Не знаю, всегда ли там показывают этот мультик. Не знаю, можно ли его посмотреть где-то ещё, кроме музея, но он отличный, и как нельзя лучше подошёл для времени и места. В нём так достоверно и с любовью нарисована Япония, с этими спутанными проводами, зонтами, велосипедами, воронами и железнодорожными станциями. Тогда я подумал, что максимально красивой Япония становится, если смотреть на неё глазами японцев, а не глазами туриста. Нельзя просто приехать, поглазеть, надо понять. И в этой поездке я мало преуспел в этом.

Ссылка на 1 часть про Никко
Ссылка на 3 часть про Сайтаму и Кавасаки
Ссылка на 4 часть про Фудзикавагутико, Иокогама и Камакуру
Tags: Токио, Япония, путешествия, фотки
Subscribe

Posts from This Journal “Япония” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments